суббота, 9 февраля 2013 г.

схема силового трансформатора для лампового телевизора

   Конструкцию однотактного лампового усилителя на триодах предлагает Виталий Брусникин, г. Петрозаводск. Несмотря на простоту конструкции (а во многом — благодаря ней), его звучание отличается хорошей музыкальностью. Усилитель может быть рекомендован для первого опыта интересующихся «ламповым» звуком, имеющим скромный бюджет. Собрав эту схему, вы будете потрясены звучанием любимых записей!    Конструкция аппарата восходит к так называемой схеме Loftin-White — двухкаскадного усилителя с непосредственной связью. Отсутствие межкаскадного конденсатора (или трансформатора) положительно сказывается на линейности, широкополосности и фазовой характеристике усилителя.    Внимание. Не следует приступать к изготовлению данной конструкции, не имея опыта работы с высоковольтными электроцепями (до 1000 В). Безопасность — прежде всего, соблюдайте осторожность, не подвергайте себя риску!    Его чувствительность — около 1 В, чего вполне достаточно для большинства CD-проигрывателей — наиболее массового ныне источника музыкального сигнала. Заметное на слух ограничение появляется на уровне выходной мощности около 8 Вт. Но оно настолько «ласковое», что, чуть снизив громкость, можно продолжать прослушивание. При мощности 4 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,4%, при 1 Вт — не более 0,1%. Основной продукт искажений — 2-я гармоника сигнала.        Рис. 3.54. Схема «бюджетного» Лофтин-Уайт    В первом каскаде (рис. 3.54) работает один из триодов лампы 6Н8С. Лампа выбрана после прослушивания в данной схеме нескольких типов в различных режимах и имеет на взгляд (ухо?) автора несколько преимуществ. Ее звуковая сигнатура отличается естественностью, а построение стереопанорамы — точностью и глубиной.    Если усилитель изготавливается в виде моноблоков, разумно применить одиночные триоды 6С2С — даже с несколько лучшим результатом. Могут подойти также и 6С5 (6С5С).    Примечание. Возможно, кому-то понравится звук лампы 6Н1П, которая также неплохо работает в данной схеме, но автор считает ее звучание здесь резковатым.    Небольшой по величине резистор автоматического смещения не шунтируется конденсатором, что создает небольшую местную ООС с линеаризующим действием. Кроме того, отсутствие конденсатора снимает проблему его влияния на звук, которое почти никогда не бывает положительным.    Для выходного каскада также после проб выбрана лампа EL34 в три-одном включении.    Совет. Постарайтесь ее найти, она порадует вас упругим басом, гармоничным тональным балансом — прекрасный прибор!    Существовал и ее отечественный аналог, правда, малораспространенный — 6П27С. Несколько хуже будут 6ПЗС (в этом случае предпочтительнее 6ПЗС-Е), ГУ-50. При соответствующем перерасчете выходного каскада можно попробовать 6Н5С (6Н13С), по паре включенных в параллель EL84 (6П14П), 6П1П, 6П6С (все — в триодном включении) или 6С19П.    И наконец, кто располагает лампами 6СЗЗС или 6С41С, может и с ними поэкспериментировать, умощнив источник питания и понизив анодное напряжение. Хотя, строго говоря, мощность первого каскада в данной схеме для их «раскачки» недостаточна.    На схеме (рис. 3.54) показана цепь общей отрицательной обратной связи (резистор R7), введенная с целью снижения интермодуляционных искажений. Однако в авторском варианте ОС не включена.    Примечание. Автор настороженно относится к применению общей ООС в подобных схемах, тем более, что в данном усилителе с выключенной ОС искажений не слышит. Послушайте и определите, как вам больше нравится.    Схема содержит совсем небольшое количество элементов, но качество каждого очень важно. Здесь мы изложим некоторые желательные «излишества», хотя и в минимальном варианте звучание усилителя вас не огорчит.    Начнем с регулятора громкости. Если вам доступен дискретный переключатель высокого качества — лучше применить его, собрав схему L-аттенюатора. На практике бывает достаточно всего 5-6 положений.    Резисторы R2—R5 типа МЛТ-2. R2 выполняет защитную функцию при возможном нарушении контакта в движке потенциометра Rl. R6 можно набрать из четырех МЛТ-2 в смешанном соединении или применить проволочный остеклованный мощностью 10 Вт. Допуск номиналов всех резисторов — 5%.    Конденсатор для цепи катода выходной лампы лучше приобрести импортный — из наших деталей подойдет разве что К50-35. Но наилучшим решением будет применение здесь полипропиленовых или бумажных (МБГЧ или МБГП) конденсаторов емкостью хотя бы 50—60 мкФ.    Выходной трансформатор заслуживает отдельного разговора. Если ориентироваться на его самостоятельное изготовление, сечение железа следует выбрать около 10 см2 (можно немного больше). Намотка секционированная — чередование 5 слоев «первички» (2500 витков, 00,25 мм) и 4 слоев «вторички» (300 витков, 00,6 мм). Сделайте отводы от 240-го и 270-го витка для настройки под конкретную акустику.    Автору больше нравится звучание трансформаторов на Ш-железе, но можно применять и ленточный сердечник. Многое зависит от качества стали — лучше всего использовать сердечник от какого-либо звукового трансформатора (кинотеатральная аппаратура, ламповые радиоузлы и т. д.). Толщина немагнитной прокладки при сборке — около 0,15 мм.    Если применяете межобмоточную изоляцию из конденсаторной бумаги, то лучше пропитать собранный трансформатор парафином для повышения электрической прочности и фиксации витков. Автор использует для изоляции тонкую сантехническую ленту «ФУМ» (белого цвета). Она хорошо фиксирует витки, обладает свойствами отличного диэлектрика. И если трансформатор при этом намотан аккуратно (витки по краям не проваливаются и т. п.), его можно и не пропитывать.    Несколько слов об особенностях монтажа. Лучше, если все соединения будут наиболее короткими — крепление компонентов «от точки к точке». Если длина соединительных проводов будет менее 10 см, их влияние на звук не будет столь ощутимым. Наиболее компактно смонтируйте катодные цепи, точка заземления всех компонентов должна находиться вблизи входного разъема. Сюда же подключите общий провод анодного питания.    Примечание. Автор придерживается мнения, что только питание каналов усилителя от отдельных силовых трансформаторов (рис. 3.55) полностью реализует преимущества однотактного лампового усилителя в «деликатности» передачи стереопанорамы.        Рис.

Однотактный ламповый усилитель на триодах по схеме Loftin-White (4 Вт)

карманный приемник

ламповый усилитель

преобразователь напряжения

генератор сигналов

детекторный приемник

гибридный усилитель

→ Простой коротковолновый приемник

→ Однотактный ламповый усилитель на триодах по схеме Loftin-White (4 Вт)

→ Схема гибридного лампово-полевого УМЗЧ (265 Вт)

→ Простейшая радиостанция 28-29,7 Мгц на двух лампах 2П1П

→ Схема лампового УМЗЧ Дьеря Плахтовича на пентодах 807 (60 Вт)

→ Гибридный лампово-транзисторный УМЗЧ на лампах EL34

→ Схема гибридной радиостанции 144-146 Мгц на лампах 2С3А

→ Двухламповый сверхгенеративный приёмник на 6Н1П (28,0 - 29,7 и 144 - 146 Мгц)

→ Транзисторный биполярно-полевой УМЗЧ класса А (20 - 300 Вт)

→ Цоколевка радиоламп - справочные листы

Ретро радиоэлектроника, электронные схемы на лампах и транзисторах, статьи и полезные материалы для радиолюбителей.

Однотактный ламповый усилитель на триодах по схеме Loftin-White (4 Вт)

Комментариев нет:

Отправить комментарий