суббота, 2 февраля 2013 г.

кем можно работать с журналистским образованием

Целесообразно отметить, что на сегодняшний день единой теории журналистского текста (дискурса) нет и, скорее всего, не может быть. Например, в реальной практике встречаются тексты, имеющие более жесткую формальную регламентацию, но есть и такие (особенно в новых медиа), которые отличает свободная форма. Тем не менее существуют разработанные стратегии обращения с готовыми структурами знания ЂЂЂ правила создания речи и текста. Именно они могли бы быть предметом специального рассмотрения и изучения журналистских дисциплин. Понятие «культура работы с текстом» не столь абстрактно и декларативно: оно складывается из вполне конкретных составляющих. Схемы построения, рассуждения и истолкования в тексте действительно относятся к метакомпонентам человеческого мышления ЂЂЂ к знаниям о том, как надо или желательно решить проблему. Однако если задаться вопросом, в какой дисциплине по специальности 050504 ЂЂЂ журналистика ЂЂЂ это конкретно отражено, то очевидного ответа не обнаружится. Нет ни одного курса, работающего со структурами речи и текста, хотя бы наподобие риторики.

Напрочь оказалось забытым в казахстанском стандарте необходимое и очевидное для этой профессии умение. Очевидно, что за новыми коммуникационными технологиями, новыми жанрами любой журналистской кафедре не угнаться, разумнее обратиться к «вечному». Через фундаментальность (или хотя бы намеки на нечто подобное), в том числе через анализ и моделирование реальных ситуаций, привести к умению действовать локально. В профессиональной деятельности журналист работает с совокупностью устных и письменных текстов (последнее филологи и политологи любят именовать дискурсом). Сами интеллектуальные «процедуры» профессии с неизбежной очевидностью предполагают подготовку разного рода текстов, подчиняющихся определенным логическим и языковым требованиям. Такие «идеальные» качества, как культура речи, смысловая точность и цельность, последовательность и простота изложения, композиционная четкость, относимы ко всем журналистским текстам.

Конкретизируем претензии. Заявленные стандарты и программы дисциплин чрезмерно посредственны, нет ни одной дисциплины, хотя бы по формулировке, претендующей на фундаментальное представление специальности. Правда, есть весьма робкая попытка все это изложить в курсе «Введение в журналистику». Кстати, вопиющих случаев безграмотности, как в казахстанских учебниках по русскому языку и истории, в журналистских образовательных материалах немного, но они есть. Налицо иное ЂЂЂ излишняя простота, весьма близкая к примитивности, и неряшливость изложения. Полностью совпадают по темам типовые программы дисциплин «Основы публицистического творчества» и «Мастер-класс по журналистике». Очень близко содержание двух разных курсов «Стилистика и редактирование» и «Языки массовой коммуникации», хотя последний мог бы претендовать на нечто большее, чем стандартный набор тем из курса «Основы культуры речи». Смущают и примеры словесных конструкций из типовой учебной программы для журналистов по дисциплине «Основы публицистического творчества»: «Этот предмет развивает в журналисте коммуникативную роль и изучает формам диалога, полемики, идеям публицистики, оценочному мышлению, выборке фактов»; «Мастерство ЂЂЂ это правильная методика владения терминами, а также обучение подачи действительности» (процитировано дословно). Неизбежные вопросы ЂЂЂ где, кем, когда обсуждаются подобные казахстанские стандарты, типовые программы по журналистике ЂЂЂ больше риторические. МОН РК по-прежнему больше занято «замером уровня достигнутых результатов».

Традиционно любой журфак любого советского университета был слаб фундаментально, но, как правило, хорошо представлен толковыми практиками. Ныне в казахстанской образовательной практике по-прежнему нет первого, но практически исчезает и второе. Самое явное в журналистском варианте нашего государственного стандарта (Алматы, 2007) ЂЂЂ слабость методологии, отсутствие авторских концепций и хаотичная эклектика из не самых хороших московских учебников. Существующие типовые учебные программы озадачивают местечковостью и третичностью пересказа. Но они обязательны для применения высшими учебными заведениями.

Разговор о состоянии образования для журналистов может и должен вестись по трем взаимосвязанным составным: государственным образовательным стандартам, уровню реального обучения и НПО-шным «добавкам». В советские годы был один университет, при поступлении в который был серьезнейший конкурс, и при не самых маститых и остепененных преподавателях получались кадры, известные на всю большую страну. Ныне журналистами работают все (экономисты, политологи, юристы), меньше всего журналисты по диплому. Есть издания, которые сознательно сторонятся дипломированных специалистов, предпочитая «натаскивать» тех, у кого есть знания. Быть может, основная причина невостребованности в современном уровне образования, которое они получают.

В журналистском образовании Казахстана те же самые проблемы, что и в других специальностях. Но подготовка «творцов слова и текста» имеет свою специфику

В журналистском образовании Казахстана те же самые проблемы, что и в других специальностях

В журналистском образовании Казахстана те же самые проблемы, что и в других специальностях

Комментариев нет:

Отправить комментарий